Для дошкольника двигаться также естественно, как дышать, есть, пить, спать. Первое, что начинает делать новорожденный, — двигаться; мало того, он «занимается физкультурой» еще в утробе матери.
Отмечено, что чем раньше ребенок начинает ходить, тем раньше начинает развиваться его речь. Это объясняется анатомической близостью речевых центров с двигательной зоной коры головного мозга.
Ученые доказали, что подвижные дети не только быстрее развиваются, но и крепче телом, меньше болеют, проявляют активный познавательный интерес к жизни.
Дети много сидят не только дома у телевизоров и компьютеров, но и на учебных занятиях в детском саду, они мало двигаются и редко бывают на свежем воздухе. Это плохо сказывается не только на их физическом, но и на их духовном развитии, снижает тонус их нервной системы, что угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности, ухудшает внимание, память.
Учитывая актуальность выдвинутых проблем, мы уделяем важное значение повышению двигательной активности детей в ДОУ.
Потребность в движении — одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в жизнедеятельности и полноценном формировании человека.
Двигательная активность относится к основным факторам, определяющим протекание обменных процессов, состояние костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем. Она неразрывно связана с физическим, психическим и социальным здоровьем.
Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. Важно, чтобы занятия были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, улучшают деятельность печени, почек, желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, что имеет особенное значение для организма. Увеличивается частота сердцебиения, сердечная мышца сокращается сильнее, активизируется выброс крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения приводит к ее функциональному совершенствованию. Вовлечение в кровоток большего количества крови стимулирует кроветворение.
Двигательные нагрузки повышают потребность организма в кислороде. В результате чего возрастают жизненная емкость легких, подвижность грудной клетки, дыхание становится более редким и глубоким. Кроме того, полное расправление легких ликвидирует застойные явления, скопление в них слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. И конечно, физкультура вызывает положительные эмоции, создает хорошее настроение. Поэтому у человека появляется «вкус» к регулярным занятиям.
Таким образом, достаточная двигательная активность — необходимое условие гармонического развития личности.
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
Задачи:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.